8 класс




Тема: Тип Членистоногие
2. Кто изображен на картинке?
Информация для записи в конспект:

Это самая большая группа животных, населяющих нашу планету

(более 1 млн. видов).

Они встречаются повсеместно                    (в наземно-воздушной среде, во всех морях и океанах, в пресных водоёмах).

Внешнее строение, покровы

Членистоногие — двусторонне-симметричные животные.





Они имеют сегментированное тело и членистые конечности (с чем и связано название «членистоногие»). Такие конечности ещё называют рычажного типа.

Наружный покров членистоногих пропитан особым органическим веществом — хитином. Он защищает тело и выполняет функцию наружного скелета (панциря): изнутри к нему прикрепляются мышцы.

Отделы тела

В теле   большинства   членистоногих  можно различить        три отдела: 

Голова, на которой находятся основные органы чувств, необходимые для ориентировки в пространстве (глаза, усики), а также роговые органы.

Грудь, на которой расположены ноги, а у насекомых и крылья, выполняет функции    

Третий (задний) отдел тела – брюшко — взял на себя функцию пищеварения и размножения. 

У Паукообразных и Десятиногих раков голова и грудь срослись и образовали головогрудь.

У Клещей между отделами тела нет границ.



Класс Насекомые



Пищеварительная система

Пищеварительная система у членистоногих состоит из переднего отдела (рот, глотка, пищевод, желудок), среднего и заднего отделов кишечника, заканчивающегося анальным отверстием.




В средний отдел кишечника у Паукообразных и Насекомых впадают протоки печени или особых трубчатых придатков — мальпигиевых сосудов.

 

 Органы выделительной системы членистоногих различны:

У речного рака (Класс Ракообразные) — это пара почек (зелёные железы), протоки которых открываются у основания усиков. 

У паука крестовика (Класс Паукообразные) —почки и выделительные трубочки

У майского жука (Класс Насекомые) — только выделительные трубочки      (мальпигиевые сосуды).


Дыхательная система

У водных Членистоногих (Ракообразных) органами дыхания являются жабры.

У Пауков легочные мешки и трахеи, сообщающихся с внешней средой через дыхательные отверстия.

У Насекомых органами дыхания являются тончайшие дыхательные трубочки — трахеи.


 


Кровеносная система

Кислород от органов дыхания ко всем органам доставляется кровеносной системой. Кровеносная система незамкнутая и состоит из лежащего на спинной стороне тела сердца и отходящих от него кровеносных сосудов. Сердце трубчатое, состоящее из нескольких камер.

 


Нервная система и органы чувств

Нервная система членистоногих сходна с нервной системой кольчатых червей — узлового типа(окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки).

 

Представители многих видов являются прекрасным кормом для рыб и других животных, обитающих в воде или около неё, — это мелкие рачки: дафнии, циклопы, бокоплавы.








Тема: Млекопитающие
1.Видеоурок "Млекопитающие"
2. Выполните задание.
а)Возле перечисленных названий млекопитающих выпишите цифру соответствующего отряда.
Названия млекопитающих:
вампир; землеройка; лиса; зебра; медведь; котик; горностай; шакал; дельфин; зубр; носорог; куница; косуля; волк; олень; ондатра; выхухоль; шимпанзе; крот; лось; хорек; орангутанг; осел; коза; лошадь; кабан; кошка; кролик; овца; корова; жираф; буйвол; тюлень; белка; рысь; кит; заяц, хомяк.
Название отрядов:

1 – насекомоядные; 2 – Рукокрылые; 3 – Зайцеобразные; 4 – Грызуны; 5 – Хищные; 6– Ластоногие; 7 – Китообразные; 8 – Парнокопытные; 9 – Непарнокопытные; 10 – Приматы.

б)Определите отряды млекопитающих по перечисленным особенностям. После названия отряда напишите цифры, соответствующие этим особенностям.
А. Отряд Хищные ______________________________________
Б. Отряд Парнокопытные _______________________________
В. Отряд Приматы ______________________________________

1. Питаются растительной пищей.
2. Питаются животной пищей.
3. Питаются как растительной, так и животной пищей.
4. Используют соломинки в качестве зубочистки.
5. На верхней челюсти резцов и клыков нет.
6. Имеет резцы, клыки и коренные зубы.
7. Куски мяса разрывает острыми краями коренных зубов.
8. Желудок многокамерный.
9. Пальцы с ногтями.
10. Каждый палец, как башмаком, одет толстым роговым копытом.
11. Первый (большой) палец может противопоставляться остальным.
12. Пальцы с плоскими ногтями.
13. Мать носит детеныша собой.
14. Животные отличаются крупными размерами головного мозга.
15. Детеныши рождаются зрячими, с волосяным покровом и уже через несколько часов могут следовать за стадом.
16. Добычу преследуют или подстерегают в засаде.
17. Животные этого отряда служат регуляторами численности других животных.
18. Для многих представителей отряда характерны рога на голове.
Тема: Роль млекопитающих  в природе и жизни человека.

2.Словарь урока:
Фауна – это видовой состав животного мира какой-либо страны или области.
Акклиматизация – вселение из других районов и стран и расселение полезных зверей.
Реаклиматизация – расселение полезных зверей в районы прежних их мест обитания.










Внимание! Вам предлагается повторить пройденный материал  по биологии за последнюю четверть прошлого учебного года.

Примерные диагностические задания

по учебному предмету «Биология» для VIII класса

 

Задание 1. Выберите из предложенного списка ядовитое растение. Выбранный ответ отметьте знаком «P».

* пастушья сумка;                            * манжетка;

* ландыш майский;                           * ежевика.

 

Задание 2. Распределите растения на классы Двудольные и Однодольные: рожь, горох, тыква, пшеница, кукуруза, фасоль, овес, соя. Ответ запишите в таблицу:

Классы

Двудольные

Однодольные

 

 

 

 

Задание 3. Установите соответствие между названием растений и типом природной охраняемой территорией. Ответ запишите в приведенную ниже таблицу.

Название растений

 

Тип культурных растений

1

Ежа сборная

А

Зерновые

2

Морковь

3

Ячмень

Б

Овощные

4

Крыжовник

5

Картофель

В

Плодово-ягодные

6

Яблоня

7

Люпин

Г

Кормовые

8

пшеница

 

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

Задание 4. Запишите названия заповедников, которые расположены на территории нашей страны: __________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Задание 5. Семена фасоли посеяли в песчаную почву на разную глубину – от 1 до 10 см. С какой глубины семена дадут лучшие всходы? Почему?: ________________________________________________________________

 ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Видеоматериал с последующей проверкой знаний по пройденным темам 8 класса



Тема: Строение и образ жизни ресничных червей
2. Обобщение материала видеоурока:
a) классификация
б) Строение белой планарии


г) многообразие ресничных червей
3. Заполняем в конспектах первую графу таблицы:
4. Подумайте и сделайте вывод: чем кишечнополостные животные отличаются от ресничных червей?

Тема: Паразитические плоские черви
1. Повторяем:

2. Изучаем новое:





3. Используя изученный материал, заполняем вторую и третью графу таблицы:

Тема: Аскарида человеческая- представитель круглых червей
2. Ключевые моменты видеоматериала:
а) внешнее и внутреннее строение аскариды человеческой
б) жизненный цикл аскариды человеческой

Внимание! В цикле развития аскариды два кислородных этапа. Яйца аскариды обязательно должны находиться во внешней кислородной среде не менее двух недель, только после этого они будут жизнеспособными.

3. Вопросы. Закончите следующие предложения:

- Заражение человека яйцами аскариды происходит…

-Яйцо попадает…

- Из яйца в кишечнике развивается…

-Личинка с кровью отправляется в …для того, чтобы…

- В аскариду личинка превращается в …

-Паразитирует взрослая аскарида в …

 

Тема: Многообразие круглых червей
1. Повторяем.

Из преложенного перечня выберите признаки характерные для плоских червей и признаки характерные для круглых червей:

- тело в поперечном сечении круглое;

- кровеносная система замкнутая;

-двусторонняя симметрия тела;

-тело двухслойное;

-тело трехслойное;

-гермафродиты;

-полости тела нет;

- при движении могут лишь изгибаться;

-раздельнополые животные;

- тело сильно уплощено;

-имеется сквозной кишечник;

-полость тела заполнена жидкостью.


3. Меры профилактики заражения гельминтами:


Мыть руки, овощи и фрукты перед едой, всегда кипятить воду из открытых водоемов перед употреблением, не брать в природе растения в рот, тщательно проваривать и прожаривать пищу, уничтожать мух и тараканов.

 









Тема: Роль млекопитающих  в природе и жизни человека.
1. Опорный конспект.



2.Словарь урока:
Фауна – это видовой состав животного мира какой-либо страны или области.
Акклиматизация – вселение из других районов и стран и расселение полезных зверей.
Реаклиматизация – расселение полезных зверей в районы прежних их мест обитания.



Тема: Млекопитающие
1.Видеоурок "Млекопитающие"
2. Выполните задание.
а)Возле перечисленных названий млекопитающих выпишите цифру соответствующего отряда.
Названия млекопитающих:
вампир; землеройка; лиса; зебра; медведь; котик; горностай; шакал; дельфин; зубр; носорог; куница; косуля; волк; олень; ондатра; выхухоль; шимпанзе; крот; лось; хорек; орангутанг; осел; коза; лошадь; кабан; кошка; кролик; овца; корова; жираф; буйвол; тюлень; белка; рысь; кит; заяц, хомяк.
Название отрядов:

1 – насекомоядные; 2 – Рукокрылые; 3 – Зайцеобразные; 4 – Грызуны; 5 – Хищные; 6– Ластоногие; 7 – Китообразные; 8 – Парнокопытные; 9 – Непарнокопытные; 10 – Приматы.

б)Определите отряды млекопитающих по перечисленным особенностям. После названия отряда напишите цифры, соответствующие этим особенностям.
А. Отряд Хищные ______________________________________
Б. Отряд Парнокопытные _______________________________
В. Отряд Приматы ______________________________________

1. Питаются растительной пищей.
2. Питаются животной пищей.
3. Питаются как растительной, так и животной пищей.
4. Используют соломинки в качестве зубочистки.
5. На верхней челюсти резцов и клыков нет.
6. Имеет резцы, клыки и коренные зубы.
7. Куски мяса разрывает острыми краями коренных зубов.
8. Желудок многокамерный.
9. Пальцы с ногтями.
10. Каждый палец, как башмаком, одет толстым роговым копытом.
11. Первый (большой) палец может противопоставляться остальным.
12. Пальцы с плоскими ногтями.
13. Мать носит детеныша собой.
14. Животные отличаются крупными размерами головного мозга.
15. Детеныши рождаются зрячими, с волосяным покровом и уже через несколько часов могут следовать за стадом.
16. Добычу преследуют или подстерегают в засаде.
17. Животные этого отряда служат регуляторами численности других животных.
18. Для многих представителей отряда характерны рога на голове.

Тема: Экологические группы животных.
1.  Водные животные
2.Наземные животные
3. Выполните задания.
1. К какой экологической группе относятся следующие животные (по способу питания): 
лошадь, ёжволк, пума , лев,  гиена,  гриф, лиса,  ястреб,  зубры, зебра?


Травоядные
насекомоядные
хищники
падальщики









2. Составьте «меню» для экологических групп животных (насекомоядные и хищники), используя следующие виды: личинка комара, мелкая ящерица, майский жук, лягушка, паук, мелкая птица, муха, мышь.
Хищные:
 мелкая ящерица, лягушка, мелкая птица, мышь.
Насекомоядные: личинка комара, майский жук, паук, муха.

3. К какой экологической группе (освещенность) относятся следующие животные: олень, лемур, ястреб, жираф, собака, крот, кот, сова, волк?


дневные
ночные
сумеречные
Живущие в постоянной темноте











  1. К какой экологической группе (температура) относятся следующие животные: 
лягушка, лев, верблюд, медведь, суслик, аист, ящерица, бабочкаёж, скат?
холоднокровные
теплокровные
Впадающие в спячку











  1. Распределите представителей разных отрядов рыб на 3 экологические группы: пресноводные, морские, проходные (скат, плотва, лещ, латимерия, осетр, горбуша, налим, треска, угорь, сардина, судак). 

Пресноводные
Морские
Проходные



















Тема: Размножение и развитие птиц

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога